Как участвовать в IPO

Как участвовать в IPO

IPO — это аббревиатура от английского термина «initial public offering», означающего первичное публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке. На IPO эмитент впервые предлагает свои акции к покупке неограниченному числу участников публичных биржевых торгов.

Выпуск акций в свободный оборот на бирже позволяет бизнесу привлечь дополнительный капитал на текущие нужды или дальнейшее развитие. Покупателям же инвестиции в ipo дают возможность стать одними из первых акционеров компании и в перспективе отлично заработать на росте котировок.

Участие в IPO особенно востребовано на Западе. Опытные инвесторы не упускают шанс вложиться в компании на старте выхода на биржу. Так же в последнее время набирает популярность ipo в России. Все большее число брокеров включает доступ к первичному размещению в число своих услуг. А отечественные инвесторы, даже из числа новичков, проявляют все больший интерес к этому варианту инвестиций. С постепенным развитием сегмента им становятся доступны не только ipo российских компаний, но и зарубежные размещения, что существенно расширяет горизонт вложений.      

Как проводится IPO

Выход на IPO — это длительная и затратная для компании процедура. Обычно она проходит в несколько этапов:

  1. Наем эмитентом так называемых андеррайтеров — инвестиционных банков, ответственных за размещение на бирже. Они оказывают ряд аналитических и оценочных услуг, определяют начальную стоимость акций и становятся первыми их держателями.
  2. Выбор эмитентом биржевой площадки для листинга. Сбор необходимых документов, передача их в регистрирующий орган. Определение параметров эмиссии: количество, стоимость бумаг.
  3. Проведение road-show — серии презентаций, позиционирующих и рекламирующих грядущий выпуск.
  4. Организация на внебиржевом рынке Pre-IPO, или премаркета. На этом шаге андеррайтеры продают часть своих пакетов брокерским организациям и якорным инвесторам, закупающимся на крупные суммы. Активы реализуются по цене, равной установленной стартовой стоимости, или с небольшим дисконтом.
  5. Приблизительно через 2 недели — запуск IPO на бирже. Бумаги поступают в свободную продажу по установленной стартовой стоимости. В ходе торгов цена начинает корректироваться с учетом предпочтений инвесторов.
  6. Период «lock-up», длящийся 3-6 месяцев. На протяжении этого срока инвесторы, купившие бумаги на премаркете и старте продаж, ограничены в возможности их перепродажи. Lock-up необходим для предотвращения спекуляций и чрезмерной волатильности.     

Физическому лицу ipo инвестиции становятся доступны на 4 шаге. Рядовой инвестор, получивший доступ к IPO, может купить бумаги во время премаркета и при старте продаж на бирже. Делает он это через своего брокера: направляет ему заявку, а тот выводит ее на внебиржевой или биржевой рынок, где она выполняется.

Как компании приходят к IPO и готовятся к нему

Мероприятия по организации эмиссии — довольно дорогое удовольствие для компаний. Нередко стоимость кампании по выходу на IPO обходится эмитенту в 10% от суммарного объема привлеченных при размещении средств. Что же мотивирует компании выходить на IPO?

Первоначально большая часть стартапов запускается на собственные средства создателей. В процессе развития растущая организация привлекает кредитные деньги или находит «бизнес-ангелов» — спонсоров, специализирующихся на финансировании бизнес-проектов. Впоследствии она начинает увеличивать свой уставный капитал за счет привлечения венчурных фондов. На определенной стадии развития, когда все имеющиеся способы привлечения капитала оказываются освоенными или становятся нецелесообразными, невозможными, компания может прийти к решению выйти на IPO и привлечь средства финансирования за счет свободной продажи акций на бирже широкому кругу инвесторов. 

Выход на биржу — это ответственный и сложный шаг. Деятельность компании должна соответствовать требованиям биржевых регуляторов. Соответствующим образом должна быть подготовлена документация для эмиссии. Почти все компании выходят на биржу не самостоятельно, а используя услуги профессионалов — организаторов размещения. Это биржи, регуляторы, андеррайтеры, соменеджеры, аудиторы, букраннеры, финансовые консультанты, PR-агентства. Их скоординированное сотрудничество — залог успешного размещения.

Где можно узнать о готовящихся IPO

Для отслеживания предстоящих размещений используются специальные календари IPO. В них размещена полная информация о готовящихся эмиссиях. Пока большинство таких календарей ведется иностранными компаниями, поэтому сайты, на которых они публикуются, преимущественно англоязычные.

Российские инвесторы могут отслеживать будущие IPO на официальных порталах Мосбиржи и СПБ Биржи, сайтах профильных инвестиционных проектов и брокеров, занимающихся выводом заявок частных клиентов на IPO.

Актуальную информацию о ближайших размещениях можно найти на страницах нашего сайта. У нас есть регулярно обновляемый календарь IPO

Как принять участие в IPO

Существует два основных варианта участия в торгах на IPO физического лица:

  • самостоятельная покупка акций — через брокерскую компанию;
  • покупка специализированного паевого фонда.

В первом случае может потребоваться статус квалифицированного инвестора. Во втором случае он не нужен, приобретать фонды, специализирующиеся на IPO, может инвестор с любым уровнем знаний и опыта.

Для самостоятельного инвестирования в первичные размещения необходимо:

  • выбрать интересующий выпуск;
  • найти брокера, дающего выход на IPO;
  • уточнить у него все подробности предстоящего размещения;
  • если условия IPO устраивают, зарегистрироваться на сайте брокера, заполнить анкету клиента, заключить с брокером договор на обслуживание брокерского счета;
  • если условия допуска к IPO требуют статуса квалифицированного инвестора, получить его (способы получения нужно уточнить у брокера — их может быть несколько);
  • пополнить депозит счета на сумму, достаточную для входа в сделку по выбранному активу;
  • через личный кабинет или специалиста компании направить брокеру поручение на приобретение акций на IPO, указав в нем вид актива и размер лота, который хотелось бы купить;
  • в случае одобрения и исполнения андеррайтером поданной через брокера заявки дождаться поступления купленных акций на счет;
  • выждать оговоренный эмиссией срок lock-up;
  • по окончании lock-up-периода продать акции или оставить их в собственности.

Для приобретения специализированного паевого фонда достаточно просто иметь открытый брокерский счет. Фонд приобретается как стандартный торговый инструмент. Нужно только определить биржевую площадку, на которой он торгуется.

В России пока имеется только два фонда, инвестирующих в IPO. Это ЗПИФ «Фонд первичных размещений» от брокерской компании «Фридом Финанс», продающийся на Московской бирже, и ЗПИФ РФИ «Фонд Первичных размещений» от управляющей компании «Восток-Запад», торгующийся на Санкт-Петербургской бирже.  

Среди зарубежных фондов с профилем на IPO известны несколько ETF, среди которых  First Trust US Equity Opportunities ETF, Renaissance IPO ETF,  и First Trust IPOX Europe Equity Opportunities ETF. Приобрести их можно на биржах Nyse и Nasdaq.

Плюсы и минусы IPO для инвестора

Как и у любого способа инвестирования, у участия в IPO есть преимущества и недостатки.

Плюсы

Главное достоинство IPO в сравнении с другими способами заработка на бирже — высокая потенциальная доходность вложений. Как правило, впервые размещая ценные бумаги на фондовом рынке, компания в целях привлечения к ним внимания участников торгов устанавливает значительный дисконт. Главная стратегия компаний — создание избыточного спроса. На премаркете и при старте продаж акции в подавляющем большинстве случаев стоят дешевле, чем впоследствии. Эмитенты и привлекаемые ими для IPO финансовые структуры стараются рассчитать оптимальную стоимость активов, без лишних амбиций и переоценки, — так, чтобы в дальнейшем при торгах котировки если не росли, то хотя бы не падали. Именно этот дисконт позволяет хорошо заработать. Статистика последних лет показывает, что на американских площадках средняя прибыль покупателей акций на IPO составила около 20%. Это очень неплохой показатель, поэтому при всей рискованности инвестиций, инвесторы охотно участвуют в предпродажах.

Также к плюсам относится то, что участие в IPO представляет собой отдельный вид вложения средств, с помощью него можно разнообразить инвестиционный портфель и диверсифицировать риски. Акции, приобретенные на первичном размещении, при удачном стечении обстоятельств позволят повысить общую доходность портфеля в неблагоприятные для других инструментов периоды.     

Минусы

Среди недостатков участия в IPO отмечают:

  • Ограничения в допуске. Во многих случаях для участия необходим статус квалифицированного инвестора. К тому же, далеко не все брокеры в принципе организуют доступ к IPO.
  • Высокий порог входа. Для заключения сделки почти всегда есть минимальная сумма, которую необходимо вложить в один вид актива. 1000-5000 долларов — стандартные ограничения. Хотя встречаются и менее жесткие условия. 
  • Значительные комиссии. Размер комиссионных при покупке и продаже акций на IPO куда выше, чем стандартный процент для биржевых сделок.
  • Отсутствие гарантий исполнения заявки андеррайтером. При высоком спросе на бумаги заявка, поданная инвестором через брокера, может быть выполнена частично или не выполнена совсем.
  • Высокие риски. Не всегда цена актива после размещения возрастает. Неудачные IPO случались и у всемирно известных брендов.
  • Наличие lock-up-периода, в течение которого приобретенный актив запрещено продавать.     

Основные риски

Приобретение ценных бумаг этапе предпродаж сопряжено с повышенными рисками:

  • Акции могут быть неадекватно оценены эмитентом, стоимость после старта покажется участником рынка завышенной — и котировки могут снизиться. Последует ли за этим падением рост — вопрос успешности бизнеса компании. Также падение котировок возможно и по другим объективным причинам, например, из-за плохой отчетности, общего падения рынка, негативных инсайдов и пр.
  • Возможны потери из-за lock-up-периода. На рынке может сложиться ситуация, когда наиболее благоприятным для продажи актива временем окажется период «lock-up». А он может достигать нескольких месяцев. Так инвестор может упустить наилучший момент для продажи. Если же он попытается сбыть актив ранее, чем истечет срок lock-up, придется заплатить дополнительную комиссию, способную свести на нет прибыль сделки.
  • Риск невыполнения заявки или увеличения эмитентом цены акций. Во время сбора заявок из-за повышенного спроса может возникнуть так называемая «переподписка». Это приводит к увеличению цены размещаемых акций или к невыполнению части заявок.

IPO при всей потенциальной выгоде не является простым способом заработка. Участие в нем требует глубокого анализа, изрядных усилий, терпения и солидного капитала.

Примеры успешных и провальных IPO

Не всегда выход на биржу проходит гладко. Неудачи и промахи случались даже у известных компаний.

Из провальных IPO за рубежом можно привести пример эмиссии акций биотеха Omeros, прошедшей в 2009 году. Акции были выставлены на торги по цене 10 долларов за штуку. Но курс после старта почти сразу пошел вниз. Котировки за первый день снизились на 3%, а за следующий месяц и вовсе обвалились, упав еще на 50%. Причиной падения стал инсайд бывшего сотрудника корпорации Ричарда Кляйна, который заявил, что фирма подтасовывала результаты исследований, чтобы получить государственный грант. Доказательств обвинению не было, но IPO с треском провалилось.    

Из национальных эмитентов лидером провалов стал банк «ВТБ», проводивший IPO в 2007 году. Несбалансированная маркетинговая кампания, мировой финансовый кризис и постоянное размытие акций на SPO, привели к тому, что бумаги к 2009 году обесценились более чем в 7 раз. Части инвесторов удалось спасти вложенные средства лишь благодаря обратному выкупу акций, который «ВТБ» произвел в 2012 году.

Самое успешное IPO среди отечественных эмитентов за последнее время было у ретейлера  Ozon. В 2020 году прошел листинг его бумаг на Nasdaq и Мосбирже. Подъем онлайн-торговли на фоне пандемии коронавируса обеспечил компании успех при выходе на IPO. В течение первого дня продаж котировки поднимались на 41% выше первоначальной цены. А в дальнейшем акции прибавили около 90% от стартовой стоимости.

Из американских эмитентов отличился успехом разработчик программного обеспечения для анализа данных Palantir.  Несмотря на то, что компания имела таких статусных заказчиков как ЦРУ, ФБР, банки JP Morgan Chase и SAC Capital, она достаточно скромно оценила свои бумаги на старте. Листинг состоялся 30 сентября 2020 года. К окончанию первого торгового дня котировки выросли на 50%. А к концу января 2021 года бумаги стоили уже в 6 раз больше относительно старта.

0 Shares:
Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You May Also Like
Читать дальше

Лучшие акции компаний, связанных с социальными сетями

Сегодня ищем акции «Социальных медиа». Данный инструмент позволяет сравнить необходимые акции по ключевым параметрам и находить идеи для инвестиций.…