Автомобильные стартапы все чаще входят на фондовый рынок США с использованием компаний SPAC. Что это за компании, вы можете посмотреть в нашей предыдущей публикации. А сейчас мы попробуем оценить инвестиционные перспективы таких, как правило, убыточных компаний.
Financial Times обрал девять компаний, которые в прошлом году попали на биржу через SPAC (Canoo, Fisker Inc, Hyliion, Nikola, Lordstown Motors, Luminar Technologies, QuantumScape, Velodyne Lidar, XL Fleet). Все они – потенциальные победители сражения за новый, пока еще существующий лишь в наметках, рынок электромобилей. И есть колоссальный разрыв между тем, что эти компании зарабатывают сейчас – и тем, сколько они намерены получать уже в недалеком будущем.
За 2020 год рассматриваемые сегодня компании отразили выручки на $139 млн. Однако если посмотреть их прогнозы по выручке, то выяснится, что они собираются зарабатывать $26 млрд уже в 2024 году.
Перед инвестором, который не является специалистом в области новых технологий авторынка, стоит серьезная проблема: верить или нет и какие компании выбрать? Потенциальный доход от покупки таких акций очень велик, но и риски огромны. Волатильность, резкие изменения в цене акций гораздо вероятнее, чем у зрелых компаний. Можно практически гарантировать, что не все из 9 компаний даже просто доживут до 2024 года.
Так что попробовать сделать выбор среди таких компаний – это фактически встать на место венчурного инвестора. И на самом деле без формирования портфеля здесь не обойтись. Как правило, на 10 проинвестированных компаний лишь одна может принести очень большой доход, стать звездной и “украшением портфеля” (и это совсем не гарантия, не надо заблуждаться, на выбор надо потратить массу усилий), 2-3 становятся крепкими середнячками, остальные будут записаны как неудачные инвестиции, возможно даже полностью, на 100%, списанные.
Попробуем добавить к точке зрения самого инвестора оценки нескольких аналитиков, которые специализируются в этой теме. Коллективный разум должен существенно облегчить задачу (хотя ответственность за принятие решения лежит все же на самом инвесторе, инвестирование с таким риском – это зона деятельности опытных инвесторов)
Итак, приступим. Сегодня расмотрим первые четыре компании (в алфавитном порядке).
Canoo (GOEV)
Стартап из Лос-Анджелеса в котором работают бывшие сотрудники BMW, Ford и Tesla, разработал модульную платформу (стальную раму с интегрированной в неё литий-ионной батареей, так называемую скейтборд-платформу) и дизайн автомобилей, максимизирующих внутреннее пространство автомобиля и адаптируемую для поддержки широкого спектра автомобилей. Компания представила уже две модели — электрический минивэн (запас хода 402 км) и фургоны MPDV (Multi-Purpose Delivery Vehicle) трех типоразмеров (запас хода на одной зарядке 209 км, 306 и 370 км соответственно, грузоподъёмность в зависимости от установленной батареи — 857 или 798 кг).
Производство минивэнов должно начаться в 2021 году, фургонов – в 2022 году, базовая цена фургонов будет в районе $33 тысяч долларов. Руководит основанной в 2017 году компанией немец Ульрих Кранц, 30 лет проработавший в BMW и отвечавший там за разработку розеточных моделей i3 и i8.
Компанию отслеживет один аналитик, рейтинг которого на нашем сайте -4 (то есть это хорошийи аналитик, но то, что он один – является косвенным признаком ее невысокой популярности). Он предполагает, что цена акций Canoo Inc вырастет до $30 в следующем году (что на сегодняшний день означает рост на 58%).
Fisker (FSR)
Хенрик Фискер, основатель, председатель и главный исполнительный директор Fisker известен, как дизайнер таких автомобилей как BMW Z8, Aston Martin DB9, Aston Martin V8 Vantage. Он уже имел не очень удачный опыт разработки электромобиля Fisker Karma, та его компания обанкротилась в 2013 году. Китайская фирма Wanxiang Group приобрела активы, но Fisker сохранил за собой название.
Ожидается, что Fisker запустит в производство свой первый электрокар, Fisker Ocean, в конце 2022 года. Хенрик Фискер пока не открывает подробные производственные планы, но Fisker не планирует строить собственный завод и производиться электромобиль будет на аутсорсинге.
У Fisker есть патент на твердотельные батареи, котороые имеют более высокую плотность энергии и более быстрое время зарядки, чем литий-ионные аналоги. Fisker заявляет, что батареи, которые они разрабатывают, будут иметь плотность энергии в 2,5 раза больше, чем батареи, которые предлагаются сейчас на рынке при меньшем размере и более низкой стоимости.
Три из пяти аналитиков рекомендуют покупать акцию, но мнения двух аналитиков, достижения которых проверялись нашим сервисом (они оба имеют рейтинг 4) разделились. Один выставил целевую цену в $22 и рекомендацию покупать, целевая цена второго уже достигнута, рекомендация “держать”. Скоринг нашего сервиса низок и находится в “красной” зоне.
Hyliion (HYLN)
Разработка грузовых электроплатформ –это, пожалуй, самая горячая тема сегодня. Компания Hyliion пытается разработать электрические силовые установки для грузовых автомобилей. Она собирается намерена производить такие модели как Hypertruck ERX, скомпонованный из полностью электрической трансмиссии, и имеющий бортовой генератор на природном газе для зарядки аккумулятора. Компания обещает поставки в 2022 году.
В июне 2020 года Hyliion объявила о предзаказе 1000 грузовиков от логистической компании Agility, который также сопровождался инвестированием.
Три аналитика (рейтинги двух из них – 4 и 3) составили свои прогнозы. Двое из них дают рекомендацию держать, один – покупать. Текущий скоринг не очень высок (6) и предполагает, скорее, помещение компании в лист ожидания и отслеживания, но потенциал роста акций до целевых цен аналитиков достаточно высок.
Nikola (NKLA)
Из всей сегодняшней четверки это самый крупный и заметный стартап — и опять в области электрогрузовиков (он нацелен на производство тяжелых дальнемагистральных полуприцепов, работающих на водороде и электроэнергии). Он пользовался вниманием Wall Street и крупных автопроизводитлей , а рыночная капитализация летом 2019 году ненадолго превысила оценку Ford Motor.
Репутацию подпортил скандал, который наглядно демонстрирует какие подводные камни ждут инвесторов в убыточные и многообещающие стартапы. Основатель Тревор Милтон, бросивший колледж и воплотивший свои предпринимательские мечты в Nikola, был обвинен в сентябре прошлго года хедж-фондом Hindenburg Research, одним из акционеров, в том, что компания, рассказывая о препективах компании, сильно преувеличила свои возможности. Изучением вопроса даже занялся SEC. Милтону пришлось пкинуть пост гендиректора.
Эта информация появилась через два дня после того, как Nikola и General Motors договорились о сотрудничестве по производству электропикапов и тяжелых грузовиков на водороде. General Motors была настолько увлечена идеей, что приобрела долю в компании на $2 млрд (получив 11% компании) и сделала предзаказ, хотя компания по сути не имеет дохода и не произвела ни одного грузовика.
Скандал привел к тому, что GM, хоть и не сразу, а поколебавшись, отвернулся от Nikola, сняв предазаказ и начав поиск других партнеров. Nikola потеряла почти 75% стоимости, но все равно стоит более $7 млрд.
Теоретически чудо еще возможно и компания, если докажет потенциал идеи, может еще возродиться. Ранее пикапы Nikola должны были появиться на рынке по ланам к концу 2022 года. Впрочем, самый звездный аналитик из тех, что “смотрит” на компанию, “5-звездочный” Дэниел Ивс, перспектив не видит и рекомендует продавать. Но один аналитик с рейтингом 4 предлагет покупать и потенциальный апсайд (потенициал роста цены), по его мнению, превышает 130%. В целом голоса 8 аналитиков разделились по схеме 3-4-1 (покупать, держать, продавать) и это (как и наш скоринг 6) отражает ситуацию полной неопределенности. Компания должна сейчас как-то доказать свою состоятельность, чтобы переломить скепсис инвесторов.