Голубые фишки — это акции наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями доходности, а также сами эти компании.
Название пришло от игроков в покер, где, по традиции, голубые фишки являются самыми ценными (белая фишка обычно стоит $1 доллар, красная — $5, а голубая — $25). По легенде, понятие в оборот ввел Оливер Гингольд, сотрудник компании, в будущем ставшей Dow Jones. Кстати, на американском рынке именно индекс Dow Jones больше всех прочих заслужил право называться индексом «голубых фишек».
В России, на Московской бирже есть индекс, который так и называется — индекс голубых фишек ММВБ — MOEXBC. Посмотрим, чем 15 компаний, которые в него входят (Сбербанк (SBER) , Газпром (GAZP) , ЛУКОЙЛ (LKOH) , Яндекс (YNDX) , Норильский никель (GMKN) , НОВАТЭК (NVTK), Полиметалл (POLY), Роснефть (ROSN), Полюс (PLZL), Магнит (MGNT), МТС (MTSS), Татнефть (TATN), Mail.ru (MAIL), X5 Retail Group (FIVE), Сургутнефтегаз (SNGS)) отличаются от прочих акций.
Никаких четких критериев для присвоения акциям звания «голубой фишки» ни на западных, ни на российских биржах нет. Но и каких-то заковыристых правил, которые затрудняют понимание термина, тоже нет.
Первое, blue chips — это самые ликвидные акции. Если вы посмотрите итоги торгов какой-нибудь биржи (например, Московской за 12 мая), расставив их по объему сделок, все «фишки» окажутся в самом верху списка. Например, 12 мая последняя, 15 фишка (X5 Retail Group) появляется уже на 28 месте (то есть больше половины топа заняли именно «фишки»)
Почему так важна ликвидность? «Когда покупаешь актив, всегда подумай, кому, как и когда сможешь его продать» — это правило входит в золотую десятку любого финансиста, покупает ли он акцию или целый завод. Фишки всегда, даже в плохие дни, дни движений рынка вниз, просто продать. Для новичков это важное свойство, в такой бумаге трудно «застрять» (противоположных примеров на российском рынке много). Компании, как правило, очень крупные, акций в свободном обращении (так называемый free float) много, поэтому и объемы торгов велики (а спрэды, разница между ценой предложения и спроса, наоборот, малы). Еще одно важное следствие: акциями «голубых фишек» очень трудно манипулировать, слишком большие деньги для таких гипотетических действий нужны.
Вторым и последним качеством «голубой фишки» является зрелость (по-английски maturity) и устойчивость бизнеса компании. Это качество трудно формализовать, но в целом оно тоже довольно понятное. Рынок должен быть устойчивый, не абсолютно новый, где игроки еще даже не разобрались, кто лидирует. Бизнес-модель должна подразумевать несколько важных и крупных источника дохода, чтобы в случае потрясения на одном направлении соседние подразделения могли поддержать выручку в относительной стабильности.
Из этого следует несколько выводов. Фишки достаточно устойчивы к экономическим потрясениям в виде кризисов или разрушения старых рынков. Их бумаги достаточно стабильны. Никаких неожиданных скачков в выручке и прибыльности и, конечно, близка к нулю угроза банкротства.
Однако эти акции интересны, скорее, долгосрочным (value) инвесторам. Акции роста часто к «голубым фишкам» не причисляют. Например, Netflix и Tesla в эти списки не попадают, несмотря на громадные размеры капитализации и стремительный рост. Их рынки совсем новые и перспективы этих компаний труднопредсказуемы. Фишки чаще всего не обещают большой доходности на разнице цены акции, зато предлагают приличные и постоянно выплачиваемые дивиденды. Прибыль компаний растет и они регулярно делятся доходом с акционерами.
Впрочем, на российском рынке есть компании, которые совмещают достаточно бурный рост и звание «голубых фишек», причем по праву. Например, по данным с сайта Московской биржи, доходность акций «Яндекс» за последние пять лет без учета дивидендов составила 352%, а у «Сбербанк» — 318%. Достойный результат, при том что бизнесы обоих компаний устойчивы – трудно представить, что что-то может случиться с банком, который занимает почти половину рынка розничных банковских услуг России или с доходами, связанными с поисковой выдачей одной из немногочисленных компаний такого профиля в мире.