Превратив $34 млн в $200 млрд, инвестор устал избавляться от акций Tencent

Анализируя сегодняшнюю новость о продаже одним из инсайдеров китайского интернет-гиганта Tencent 2% его акций, понимаешь, что на самом деле означает словосочетание «удачно инвестировал» и ключевая фраза из старого анекдота «вот на эти 2% я и живу».

Этим инсайдером является компания из ЮАР Naspers, точнее, ее дочка, торгующаяся на бирже Амстердама – Prosus. У Prosus достаточно хаотичный набор инвестиций, в котором трудно понять фокус и специализацию. Тут и немецкая компания по доставке Delivery Hero, и индийский онлайн-туроператор Ibibo и российский «классифайд» Avito.ru. а еще соцсети по обмену фото, платежный сервис для торговцев и много чего еще.

Naspers купил долю в Tencent в 2001 году. Треть компании тогда обошлись в $34 млн. В 2018 году, когда Naspers в первый раз продавал акции (на $10 млрд), этот пакет уже стоил $175 млрд. После нынешней продажи на $14,7 млрд, оставшийся пакет 28,9% все равно будет стоить больше $200 млрд.

Деньги будут потрачены на инвестиции, необходимые, как заявлено, для обеспечения роста проектов в Индии, ЮАР и России.

Это была одна из лучших венчурных инвестиций в истории. Настолько хорошая, что даже создала проблемы. Стоимость доли в Tencent росла настолько стремительно, что цена акций самой Naspers отставала: капитализация компании на бирже в Йоханнесбурге была меньше, чем стоимость одной только доли в Tencent, то есть все остальные проекты не только не оценивались рынком, у них фактически была отрицательная цена.

Именно поэтому и появилась Prosus: чтобы сделать цену на акции Naspers справедливой. Но это не помогло. Акции Tencent продолжали расти, этому поспособствовал и коронавирус. На пике она стоила $900 млрд. Но даже нынешняя цена в $776 млрд опять привела к тому, что если сложить капитализации Naspers и Prosus, сумма будет меньше стоимости их нынешней доли в Tencent. Кажется, что для этого есть подходящая русская поговорка: «денег, как у дурака махорки».

Рынок не очень любит больших пакетов инсайдерами. Например, для нашего скоринга это однозначно отрицательное событие, оценка компании сразу сильно снижается. Но Naspers (он же Prosus) постарался мягко подстелить: в сообщении о планах сказано, что они согласованы и одобрены самой Tencent. Кроме того, после сделки 2018 года действовал трехлетний мораторий-«локаут» на продажу, то есть Prosus обязался не продавать ни одной акции из своего пакета. После нынешней сделки он будет действовать снова. Это все делается, чтобы успокоить инвесторов.

0 Shares:
Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You May Also Like
Читать дальше

Лучшие акции компаний, связанных с социальными сетями

Сегодня ищем акции «Социальных медиа». Данный инструмент позволяет сравнить необходимые акции по ключевым параметрам и находить идеи для инвестиций.…