Mercury Retail Group (MRG), которая владеет бизнесами «Бристоль» и «Красное и белое», планирует провести IPO, в результате которого владельцы планируют продать 10—15% своих акций. При этом оценка группы достигает 20—25 миллиардов долларов. Да, здесь нет опечатки, это доллары.
Если IPO состоится по этой цене, то оно может стать крупнейшим в России за последнее десятилетие. Но такая оценка кажется завышенной не только автору, многим читателям, но и крупным инвесторам.
В статье, которую публикует Коммерсантъ, отмечается, что за cash-out в рамках IPO могут скрываться как желание акционеров зафиксировать прибыль «на хаях», так и проблемы компании.
Акционеры MRG планируют продать 10—15% акций компании в рамках IPO, рассказали источники, близкие к потенциальным инвесторам, знакомые с ходом подготовки к размещению. Оно пройдет на Московской бирже по модели cash-out, то есть акции будут продавать нынешние владельцы. Оценка группы находится в диапазоне $20—25 млрд. Таким образом, если размещение пройдет, оно может стать крупнейшим в России за последнее десятилетие. Сопоставимым по размеру ($1,8 млрд) было IPO ритейлера FixPrice в марте.
Финансовые результаты
- MRG объединяет две сети магазинов: «Бристоль» и «Красное и белое».
- В «Красном и белом» 9,5 тыс. торговых точек
- В «Бристоле» — более 4 тыс. точек
- Выручка за последние 12 месяцев составила 646 млрд рублей, на «Красное и Белое» пришлось 76%, на «Бристоль» — 24%.
- Маржа по EBITDA составила 11,8%, маржа по чистой прибыли — 6,6%.
- Отношение чистого долга к EBITDA составило 0,4
- Акционеры: 51% — Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, 49% — Сергею Студенникову.
Группа, несмотря на агрессивные планы роста, хочет открыть 2 500 магазинов в 2022 году и около 3 000 магазинов ежегодно, начиная с 2023 года и далее. При этом компания не нуждается в капитале из-за низкого долга и высокой прибыли. Именно поэтому, по его словам, была выбрана модель cash-out. Владельцы MRG будут продавать свои акции на паритетных началах, добавляет другой источник “Ъ”.
По словам третьего собеседника, IPO планируется провести «в ближайшие недели».
Сравнение с конкрурентами
При оценке верхней границы в $25 млрд MRG «ориентируется на размещение FixPrice, которое состоялось весной при оценке 14 EV/EBITDA», что гораздо «дороже потенциальных конкурентов». Например, акции Beluga Group с ее сетью винных магазинов VinLab торгуются по 7,8 EV/EBITDA, а X5 Group оценивается по 5,6 EV/EBITDA.
Мультипликатор EV/EBITDA часто используется для сравнения компании из одной отрасли. Это отношение стоимости компании (Enterprise Value, EV) к полученной ею прибыли до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization).
Ещё больше терминов в «Словаре инвестора» на BestStocks.ru
Среди недостатков размещения участники инвестиционного рынка называют также выход акционеров из прибыльного бизнеса.
Мнение специалистов
Всегда сложно инвестировать в компанию, акционеры которой хотят выйти из бизнеса. Это может свидетельствовать о том, что компания уже на пике, и расти дальше будет сложнее. Либо у компании есть проблемы, и текущие акционеры хотят полностью или частично избавиться от актива. Или акционеры/фаундеры уже «наелись» этим бизнесом, и хотят отдать его в управление другим людям. По словам директора УК «Ронин Траст» Сергея Стукалова владельцы вряд ли стали бы обналичивать средства, если бы верили в многократный рост капитализации компании в будущем.
Личные выводы
Несмотря на то, что потребление алкоголя за последние 10 лет снизилось на треть, компания, как мне кажется, ещё не достигла своего потенциала. Я не буду основывать свои выводы на предположительном портрете среднего покупателя (мы это сможем узнать из проспекта в случае проведения IPO), но у меня есть основания полагать, что ядро аудитории «Красного и Белого» не снизит количество потребления алкоголя, поэтому перспективы открытия новых магазинов вполне реальны.
Также потенциал роста у компании есть за счёт расширения ассортимента. Самое сложное в розничном бизнесе (арендные контракты, торговые площади) у компании уже есть, начать продавать там розничные товары практически ничего не стоит. Поэтому «белым» в названии у компании однажды может оказаться молоко или йогурт.
IPO FixPrice показало, что такая оценка является завышенной, поэтому успех размещения будет напрямую зависеть от диапазона стоимости, по которой будет размещаться компания.