Сейчас разгар отчётности, и мы можем посмотреть, сколько Сбер тратит на свою экосистему, в которую входит электронная коммерция, еда из ресторанов, такси, облачный хостинг и другие сервисы (здоровье, развлечения и пр.). Но даже если мы получим число 89 млрд рублей за первые полгода 2021 года, то оно нам мало что скажет. Вроде это больше одного миллиарда евро — это вообще много или мало.
Для этого мы решили сравнить эти затраты с общими затратами Яндекса, у которого тоже есть такси, еда, развлечения (музыка, Кинопоиск), здоровье, Яндекс.Облако и пр. Даже если не принимать во внимание, что большую часть выручке Яндексу приносит реклама, то можно сравнить затраты этих двух компаний: у Сбера на экосистему, у Яндекса — на всю компанию.
И здесь нас ждёт удивительное. Сбер за первые 6 месяцев 2021 года истратил на свою экосистему 89 млрд рублей. Сама экосистема пока убыточная (Сбер планирует сделать ещё прибыльной в 2023 году), выручка составила 74,7 млрд рублей, EBITDA: −14,3 млрд рублей.
У Яндекса берём отчётность за 1 и второй квартал. Тоже смотрим на выручку: 73,1 млрд и 81,4 млрд соответственно (итого: 154,5 млрд). Смотрим на EBITDA: 10,4 млрд и 5,8 млрд соответственно (итого: 16,2 млрд). Таким образом, получается, что Яндекс на всю компанию за первые 6 месяцев истратил 138,3 млрд.
Экосистема Сбера | Яндекс | |
Выручка | 74,7 | 154,5 |
EBITDA | −14,3 | 16,2 |
Расходы | 89,0 | 138,3 |
Таким образом, получается, что весь Яндекс тратит на свою работу на 55% больше, чем одна экосистема Сбера
Какую долю экосистема Сбера занимает в выручке банка
Думаю, всем интересно, ради чего Сбер делает свою экосистему. Конечно, ради диверсификации выручки. Это даёт больший мультипликатор для оценки компании (можно говорить, что ты не банк, а экосистема или ИТ-компания), это снижает риски, если что-то пойдёт не так (Система быстрых платежей заставит делать все переводы внутри Сбера через них без комиссии, которую берёт Сбер со своих клиентов) и пр.
4% — это вклад экосистемы в выручку крупнейшего банка России и Восточной Европы