Как выбрать компанию по мультипликаторам

Для того, чтобы правильно сделать выбор, какие акции купить¸ у вас есть, в общем-то, три пути. Первый – вы можете купить учебник Асвата Дамодарана «Инвестиционная оценка» и с карандашом в руках, решая все задачи, проштудировать все его 1300 страниц. Мало кто из непрофессиональных инвесторов выбирает этот путь. Второй способ – подписаться на все инвесторские форумы и внимательно следить, пока кто-нибудь из местных гуру выдаст правильный список инвестиций на следующий квартал или год. Это может и не займет много времени, но полностью полагаться на мнение постороннего человека — особенно, если вы понятия не имеете, как отличить гуру от малограмотного болтуна — чересчур опасно.

Мы предлагаем третий путь – использовать при выборе акций мнение аналитиков, которое мы на своем сервисе уже протестировали на адекватность. В зависимости от того, насколько близки были его прогнозы к рыночной цене, аналитик получает рейтинг, 5 баллов – наивысшая оценка. По каждой акции можно посмотреть прогнозы от всех аналитиков, которые ее оценивали, начиная с самых лучших.

Еще один вариант выбора акции – посмотреть на нашем сервисе бумаги с высшим скорингом, 10 баллов (его значение для конкретной акции – например, Amazon — вы найдете в разделе «анализ акции»). Оттуда же легко перейти к полному списку акций с высшей оценкой.

Но что делать, если в этом списке сейчас приблизительно 200 акций, про большинство компаний вы не знаете ничего и все сразу купить пока не в состоянии?

Тут могут помочь мультипликаторы. Мультипликаторы – это сравнительные коэффициенты, соотношения между важными финансовыми показателями. На нашем сервисе их можно посмотреть на странице обзора конкретной акции, там, где приводятся ключевые финансовые показатели.

Мультипликаторы позволяют добывать важную информацию там, где прямое сравнение затруднено (например, они помогут сравнить большую и маленькую компанию). Для того, чтобы понимать, что они означают, придется потратить некоторое время. Но  и продвинетесь вы тогда в понимании привлекательности разных акций далеко вперед.

Мультипликатор несет информацию только в сравнении с такими же коэффициентами компаний-аналогов, сам по себе он не может быть ни хорошим, ни плохим. Только разница между  мультипликаторами поможет прояснить преимущества или недостатки компании, перспективы ее акций.

P/E = <Капитализация> / <Чистая прибыль>

Самый, наверное, известный и распространенный показатель. При сравнении двух компаний этот мультипликатор показывает, насколько один доллар чистой прибыли одной компании оценивается инвесторами выше, чем доллар чистой прибыли другой, это своеобразная котировка чистой прибыли. Чаще всего инвесторы стараются выбрать акцию с меньшим P/E, предполагая, что она недооценена и цена будет расти и дальше.

Иногда этот мультипликатор интерпретируют как количество лет, которые понадобятся на то, чтобы чистая прибыль покрыла расходы инвестора на приобретение акции, то есть за сколько лет компания окупит себя. И тогда все однозначно – чем меньше срок, тем лучше для инвестора, зачем вообще кто-то покупает акции с высоким P/E? Но дело в том, что капитализация – это и оценка перспектив компании, которая динамично меняется. Например, какая-то сделка открывает компании новый рынок и инвесторы видят, что в ближайшие пару лет чистая прибыль вырастет вдвое, а то и втрое. Рост значения мультипликатора P/E отразит в этом случае рост ожиданий инвесторов.

P/S = <Капитализация> / <Выручка>

Прибыли может и не быть – и тогда P/E теряет смысл. Чтобы избежать этих проблем используют показатель отношения рыночной цены акции к выручке на одну акцию. Выручка – гораздо более стабильный показатель, им трудно манипулировать и он не зависит от бухгалтерских операций (некоторые из которых, как амортизация, виртуальны и являются чисто бумажной операцией, не влияющей на реальный приток денег).

При этом, конечно, не надо забывать, что главный интерес инвестора – это прибыль. И про прибыльность компании нельзя забывать, когда вы оцениваете компании по мультипликатору P/S.

EPS (Доход на акцию) = <Чистая прибыль> / <Количество обыкновенных акций>

Показывает, сколько чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию. Мы уже рассказывали, что показатель чистой прибыли очень изменчив. Поэтому интересен анализ динамики этого показателя по годам. Это поможет правильно оценить значение P/E.

0 Shares:
Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You May Also Like
Читать дальше

Лучшие акции компаний, связанных с социальными сетями

Сегодня ищем акции «Социальных медиа». Данный инструмент позволяет сравнить необходимые акции по ключевым параметрам и находить идеи для инвестиций.…