Онлайн-торговец подержанными автомобилями Cazoo уже побил рекорд роста скорости стоимости стартапов в Великобритании. Прошло всего семь месяцев после запуска компании в декабре 2019 года, как она получила оценку в миллиард долларов. В сентябре компания получила новый раунд частного финансирования уже с оценкой $2,6 млрд.
Теперь компания готовится к публичному размещению в США через сделку с SPAC Ajax I миллиардера Дэна Оча с оценкой $8,1 млрд и привлечением до $1,6 млрд. Создатели Cazoo планируют разрушить традиционную модель европейского рынка подержанных автомобилей, стоимость которого оценивается в $700 млрд.
Cazoo покупает подержанные автомобили, ремонтирует и обслуживает их, потом предлагает к продаже на сайте, где клиент выбирает конкретную модель и способ финансирования. Потом можно забрать машину в одном из 17 пунктов сбора по всей Великобритании или попросить компанию доставить на дом в течение 72 часов. Клиентам предоставляется гарантия возврата денег в течении 7 дней.
Примерно треть клиентов покупает у Cazoo автомобиль, предоставляя на условиях Trade-in свое предыдущее средство передвижения. Кроме того, Cazoo покупает автомобили и у лизинговых компаний. Компания сообщила, что уже продано и доставлено более 20 тысяч автомобилей клиентам по всей Великобритания (но отказалась сообщить выручку за первый год работы). Компания также планирует предоставить новые услуги – контракты на ежемесячные выплаты на срок от полугода до двух лет, стоимость которых будет покрывать приобретение авто, его сервис и ремонт, выплату налогов и страховое покрытие в случае поломки.
Стремительный взлет компании стал возможен из-за фигуры основателя. Алекс Честерман уже создал с нуля и успешно развил сайт недвижимости Zoopla и онлайн прокат DVD Lovefilm, бизнес-модели которых он скопировал у американских стартапов. Нынешняя компания – тоже «копипаст» американской компании Carvana (CVNA) с текущей стоимостью $43 млрд (в 4 раза выше планируемой на 2022 год выручки). Акции Carvana, которая стала публичной в 2017 году, подорожали почти на 400% с марта 2020 года, квартальные продажи компании неуклонно росли, в то время как множество дилерских центров новых автомобилей были просто закрыты.
Алекс Честерман планирует привести Cazoo к прибыльности (для начала выйти в зону положительной EBITDA) к 2024 году. Если это у него получится, это будет явный прогресс по сравнению с Carvana, которая вышла на рынок в 2012, а прибыльной собирается стать только в будущем году. Тут надо только иметь в виду, что компаниям, размещающимся на рынке путем слияния со SPAC, гораздо легче давать обещания. Проспект, которые компании публикуют, выходя на традиционное IPO – практически обязывающий документ. Если перечисленные там планы развития не будут выполнены, компания рискует получить кучу исков в суд с очень хорошими перспективами превратиться в большие штрафы. Обещания, данные при слиянии со SPAC, ничего не стоят – и поэтому легко даются.
Хотя у более высокой скорости движения к прибыльности Cazoo есть кое-какие предпосылки. Проникновение интернета и плотность населения в Великобритании выше, с пандемией онлайн-торговля стала привычной для миллионов из тех, кто предпочитал личные посещения магазинов.
Выход на биржу дает компании дополнительные средства для инвестиций в инфраструктуру (в основном в новые площадки для приема, оценки и предпродажного обслуживания автомобилей) и маркетинг. Компания насчитывает 1800 сотрудники в Великобритании, Германии, Франции и Португалии. Деньги от сделки будут потрачены на расширение бизнеса на континенте, включая выход в Италию и Испанию.
Это дает преимущество перед конкурентами. А они на континенте есть. Французская Aramis Group тоже уже рассматривает первичное публичное размещение акций. Немецкий конкурент Auto1, получивший недавно 1 млрд евро, инвестирует их в продвижение розничного бренда Autohero.