Когда акции Carvana (CVNA) в прошлом году достигли цены в $376,83 за акцию, инвесторы достигли нирваны. Но перенесёмся в настоящее время: сейчас акции торгуются ниже минимума марта 2020 года (именно тогда началась пандемия).
Учитывая душераздирающую историю Carvana, у многих стоимостных инвесторов может возникнуть соблазн купить акции. Но давайте не будем забывать, что говорили Бенджамин Грэм и Уоррен Баффетт про стоимостное инвестирование: дело не в цене, которую вы платите, а в ценности, которую вы получаете. Но представляют ли акции Carvana ценность?
На этот вопрос трудно ответить, потому что трудно оценить ценность компании, у которой проблемы возникают одна за другой. Не хочу прослыть пессимистом, но у компании действительно большие проблемы, и она действительно рискует потерять весь капитал.
Компания-зомби
Совсем недавно генеральный директор New Constructs Дэвид Трейнер осмелился открыто сказать то, о чём некоторые наблюдатели, возможно, уже некоторое время думают: “Учитывая иссякающий капитал, жёсткую конкуренцию и завышенную оценку акций, компанию можно отнести к категории живых мертвецов, а её акции действительно могут опуститься до нуля”.
Это очень жёсткое заявление, но оно не беспочвенно. Возьмём для сравнения конкурента компании — CarMax (KMX). Его капитализация в 3 раза выше, бизнес приносит прибыль (у Carvana убыток), а P/E (цена акции/прибыль на акцию за последние 12 месяцев) равен 16,56, тогда как у Carvana этот мультипликатор не просто завышен, он неопределим.
Что касается иссякания капитала, Трейнер любезно пояснил, что Carvana не демонстрировала положительного значения свободного денежного потока с момента выхода на биржу в 2017 году, пустив на ветер все заработанные с 2016 года средства, а именно, $8,3 млрд. Так что наезд засчитан.
Ещё один признак того, что Carvana — зомби, это её ужасные результаты за первый квартал: убыток в размере $2,89 на акцию против $1,44 по консенсус-прогнозу и $0,46 в прошлом году. Аналитики J.P. Morgan назвали результаты компании “подрывающими доверие”.
Репутационная автокатастрофа
Ужасные финансовые показатели — не единственная проблема Carvana, некоторые консультанты по связям с общественностью могли бы назвать управленческие решения компании самоубийственными с репутационной точки зрения. А как ещё назвать решение компании уволить 2 500 человек, т.е. 12% персонала, из-за, цитирую, “необходимости сократить разницу между расходами и доходами”? Хотя (может, это кого-то утешит) тут стоит отметить, что топ-менеджмент Carvana отказался от зарплаты до конца года.
Или возьмём решение руководства выпустить облигации на сумму в $3,3 млрд с ошеломляющим процентным доходом в 10,25%, который является слишком высоким даже для так называемых “мусорных облигаций”. Предполагается, что привлечённые средства должны обеспечить финансирование сделки по покупке оптового аукционного бизнеса Adesa U.S., и всё же это огромный риск.
Последним гвоздём в крышку гроба стало появление в СМИ информации о том, что Carvana продаёт автомобили до завершения перехода к ней прав собственности на них. И действительно, компания признала, что некоторые клиенты “не получают сразу номерные знаки, потому что предыдущие владельцы иногда не успевают оформить передачу прав собственности в сроки, установленные регуляторами”. Истории об авариях, которые устроили люди, которые не имели законного права рассекать по дорогам, хоть и не подтверждены, но оставляют осадок и уж точно не повышают доверие к Carvana.
В любом случае, только время покажет, действительно ли Carvana — зомби, и упадут ли акции до нуля. На данный момент компания по всем признакам живой мертвец. Потенциальным инвесторам нужно следить за развитием событий, хотя, конечно, лучше, чтобы они не развивались. Я имею в виду, что было бы здорово, если бы компания прекратила увольнять сотрудников и выпускать облигации с мусорным рейтингом. Было бы вообще отлично, если бы компания хотя бы приблизилась к положительному значению свободного денежного потока и сократила убыток на акцию до $1 (о прибыли пока рано мечтать). Пока вы ждёте этих чудес, заодно понаблюдайте, сможет ли Carvana восстановить свою репутацию или хотя бы перестать провоцировать новые разоблачения.
Источник: fool.com